<<< К статье КОДАК в зоне РУ
37-й год интернет - Кодак в зоне .РУ

elis_gerb.gif (3469 bytes)

Дзержинский районный суд г. Волгограда
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ

 

9 февраля 2001 г.                                                                     Дело №2-171/2001г.
 
Дзержинский районный суд г. Волгограда в составе:
Председательствующего судьи:  Епифановой А.Н.
При секретаре: Сидоровой Е.В.

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Открытого акционерного общества «КАМАЗ» к Попкову Николаю Александровичу о прекращении использования фирменного наименования и товарного знака «KAMAZ.ru» в компьютерной сети Интернет и проведении мероприятий по переделегированию домена «KAMAZ.ru» ОАО «КАМАЗ»

УСТАНОВИЛ:

   ОАО «КАМАЗ» обратился в суд с иском к Попкову Н.А. о прекращении использования фирменного наименования истца в Сети Интернет и к Российскому НИИ Развития Общественных Сетей о прекращении регистрации домена «KAMAZ.ru».

   Впоследствии ОАО «КАМАЗ» изменил свои исковые требования, предъявив иск к Попкову Н.А. о прекращении использования фирменного наименования и товарного знака истца в доменном имени в доменном имени «KAMAZ.ru» в компьютерной сети Интернет и проведении мероприятий по переделегированию домена «KAMAZ.ru» истцу.

   В судебном заседании представитель истца по доверенности № 01-090-10 от 11.01.2001 г. Шарипова А.Ф. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме, указав, что Попков Н.А., используя сайт с доменным именем «KAMAZ.ru», нарушает исключительное право истца на использование фирменного наименования и товарного знака, препятствует истцу в использовании своею фирменного наименования и товарного знака в Сети Интернет.

   Ответчик Попков Н.А. иск не признал, пояснив, что фирменное наименование юридического лица должно содержать, как неотъемлемую часть, указание на организационно-правовую форму, защите подлежит только полное фирменное наименование, а не отдельные его части. Являясь физическим лицом, он не может использовать фирменное наименование истца, являющееся средством индивидуализации юридического лица. Нигде на сайте он не называет себя ОАО «КАМАЗ» и не использует данное фирменное наименование. Он не вводил слово kamaz в хозяйственный оборот и не является конкурентом истца. Вместе с тем, право на фирменное наименование не дает ОАО «КАМАЗ» права на запрет использования слова вообще и, в частности, доменного имени. Кроме того домен, являясь аналогом почтового адреса, не является ни товаром, ни услугой, следовательно, не подпадает под действия Федерального Закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара».

   Третье лицо Российский Научно-исследовательский институт Развития Общественных Сетей – в судебное заседание не явилось, указав в отзыве, что ответственность за выбор доменного имени и порядок его использования несет Администратор, не возражает против рассмотрения дела в его отсутствие.

   Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

   В соответствии с п. 4 ст. 54 ГК юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование.   

 По настоящему делу судом установлено.  

  Открытое акционерное общество «КАМАЗ» создано в порядке преобразования Производственного, объединения «КамАЗ», зарегистрировано решением Исполнительного комитета Набережночелнинского городского Совета народных депутатов ТАССР от 23.08.1990г. N564, что подтверждается регистрационным удостоверением № 1 (л. д. 6), а также зарегистрировано Министерством финансов Республики Татарстан как совместное предприятие «КАМАЗ» в виде акционерного общества АО «КАМАЗ» 07.08.1991 г. с реестровым № 1.  

  Истец в своем исковом заявлении и в письме от 17.07.2000 г. за № 090/1-576, направленном в адрес Российского Научно-Исследовательского Института Развития Общественных Сетей (л.д.18), требует прекратить использование ответчиком фирменного наименования «kamaz».

   В соответствии с п. 1 ст. 54, п. 2 ст. 96 ГК РФ и ст. 4 Федерального Закона «Об акционерных обществах» фирменное наименование акционерного общества состоит из двух частей: произвольной являющейся собственно наименованием юридического лица, и обязательной части, содержащей указание на организационно-правовую форму и тип (закрытое или открытое). Поскольку в действующем законодательстве отсутствует закон или иной правовой акт, определяющий порядок государственных регистраций фирменного наименования, фирменное наименование юридического лица в соответствии с п. 2 ст. 52 ГК РФ указывается в его учредительных документах.

   Согласно п. 1.1. Устава истца, изменения в который зарегистрированы 19.08.1998 г., его полное официальное наименование на русском языке - Открытое акционерное общество «КАМАЗ», сокращенное на русском языке - ОАО «КАМАЗ», сокращенное на английском языке - KAMAZ Inc. (л.д.8).  

  Наименование «kamaz» не является фирменным наименованием истца и не служит средством его индивидуализации, поскольку не зарегистрировано в установленном законом порядке. Из содержания ст. 54 ГК РФ следует, что исключительные права распространяются на фирменное наименование в Полном объеме, включая обязательную часть, указывающую на организационно-правовую форму. В связи с этим требования ОАО «КАМАЗ» о прекращении использования Попковым Н.А. фирменного наименования в доменном имени «KAMAZ.ru» являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

   Домен «KAMAZ.ru» был зарегистрирован впервые в Системе Интернет 4 ноября 1998 года. Администратором домена была указана фирма Victory Co Limited. 1 марта 1999 г. домен был удален из базы данных доменных имен РосНИИРОС за неоплату услуг по регистрации и технической поддержке домена. Данное обстоятельство подтверждается ответом Российского НИИ Развития Общественных Сетей от 09.02.2001 г и приложением к нему (л.д.202, 209) и не оспаривается сторонами. Вторично данный домен был зарегистрирован 15 марта 1999 года на физическое лицо Попкова Николая Александровича, что подтверждается выпиской из базы данных Российского НИИ Развития Общественных Сетей по объектам, имеющим отношение к регистрации домена «KAMAZ.ru» (л.д. 188-189). При регистрации указанного домена нарушений допущено не было.

   Согласно Регламенту по регистрации доменов второго уровня в зоне .RU: домен - это область пространства иерархических имен сети Интернет, которая обслуживается набором серверов доменных имен (DNS) и централизованно администрируется. Администратор домена — юридическое или физическое лицо, для которого регистрируется домен. Он определяет порядок пользования домена, организацию, осуществляющую техническое сопровождение домена, организацию, через которую производится оплата работ по регистрации и перерегистрации домена. Администратор домена несет ответственность за выбор доменного имени, возможное нарушение прав на торговую, равно как и за конфликтные ситуации, возникающие при использовании доменного имени. Регистрация доменов осуществляется на основании Заявки. Все заявки рассматриваются на равных основаниях, независимо от того, от имени какого заявителя они поданы. Домен и право на администрирование домена не являются объектами купли-продажи (л.д. 192).

   Основной целью наименования домена (адреса) в компьютерной сети Интернет является различие одной области информационною пространства от другой, а не формирование интереса к физическому или юридическому лицу (Решение Комиссии МАЛ России по рассмотрению дела № РЦ 11.99.01 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе 12 мая 1999 г.). Домен в соответствии со ст. 138 ПС РФ не является ни средством индивидуализации юридического лица, ни средством индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг, ни результатам интеллектуальной деятельности.   

 Согласно Закону РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 товарный знак и знак обслуживания (далее - товарный знак) - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (далее - товары) других юридических или физических лиц. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство на товарный знак. Свидетельство удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве. Владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другими лицами. Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения его владельца. Нарушением прав владельца товарного знака признается несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарною знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров.   

 В соответствии с Ниццким соглашением от 15.06.57, пересмотренным в Стокгольме 14.07.67 г. и в Женеве 13.05.77 г., для регистрации знаков принята Международная классификация товаров и услуг (МКТУ). Каждый из 42 классов МКТУ разделен на рубрики, перечисляющие входящие в класс названия вида товаров и услуг. Свидетельство на товарный знак может быть выдано и на часть товаров одного класса.

   На основании свидетельства Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР № 48464 от 18.05.1973 г. ОАО «КАМАЗ» является владельцем зарегистрированного товарного знака со словесным вымышленным обозначением «KAMAZ». Свидетельство удостоверяет исключительное право владельца на товарный знак и приоритет последнего с 18 мая 1973 г, для 12 класса Международной классификации товаров и услуг - автомобили, двигатели и запасные части к автомобилю, действительно до 18.05.2003г. (л.д. 174-175).  

  Введение домена, сходного до степени смешения с каким-либо товарным знаком, в хозяйственный оборот возможно лишь после регистрации домена и зависит от конкретного использования домена в хозяйственной деятельности ответчика. В данном случае, такого использования не было: ответчик отрицает такое использование, а истец не привел никаких доказательств того, что его товарный знак и обозначения, сходные с ним до степени смешения, используются ответчиком при оказании тех услуг и производстве тех товаров, в отношении которых истцу обеспечивается соответствующая правовая защита. Более того, истец и не утверждает, что его товарный знак и обозначения, сходные с ним до степени смешения, используются ответчиком при оказании каких-либо услуг и при производстве каких-либо товаров.

   Сфера действия исключительного права на товарный знак ограничивается перечнем товаров и услуг, указанных в свидетельстве. Следовательно, для признания действий ответчика правонарушением необходимо установить, что товарный знак и обозначения, сходные с ним до степени смешения, используются ответчиком при производстве тех товаров и оказании тех услуг, в отношении которых истцу обеспечивается соответствующая правовая защита.   

 При использовании после регистрации доменного адреса, сходного с товарным знаком, в отношении других товаров и услуг истец не имеет исключительных прав. Точно такие же права на домен имеют владельцы сходных товарных знаков в отношении товаров и услуг, указанных в их свидетельствах. Если домен не используется в хозяйственной деятельности, то права владельцев товарных знаков не являются нарушенными в отношении любых товаров и услуг. Даже при использовании домена в хозяйственной деятельности в отношении товаров и услуг, указанных в свидетельстве истца, истец мот бы потребовать только прекращения такого незаконного использования, а не переделегирования домена истцу.   

 Таким образом, в соответствии с законом о товарных знаках, исключительное право истца в отношении товаров, однородных указанным в свидетельствах истца на товарные знаки, не является нарушенным. Специального закона, расширяющего права истца по сравнению с законом о товарных знаках, не существует. Следовательно, исковые требования о прекращении использования товарного знака также являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.   

 В соответствии с Регламентом переделегирование домена - это организационные и технические мероприятия по передаче прав на администрирование домена другому Администратору домена. ОАО «КАМАЗ» администратором домена «KAMAZ.ru» не является и прав на указанный домен не имеет. Поскольку права истца на использование фирменного наименования и товарного знака не нарушены, исковые требования о проведении мероприятий по переделегированию домена «KAMAZ.ru» также удовлетворению не подлежат.   

 Руководствуясь ст. ст. 191-194., 197 П1К РСФСР, суд      

РЕШИЛ:

В иске Открытому Акционерному Обществу «КАМАЗ» к Попкову Николаю Александровичу о прекращении использования фирменного наименования и товарного знака в доменном имени «KAMAZ.ru» в компьютерной сети Интернет и проведении мероприятий по переделегированию домена «KAMAZ.ru» ОАО «КАМАЗ» отказать.

   Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Дзержинский районный суд г. Волгограда.

 

СУДЬЯ:                                                                                             подпись
           

<<< К статье КОДАК в зоне РУ