<<<                            1962 год.    J.C.R. Licklider публикует работу "Galactic Network" Rambler's Top100
37-й год Интернет - Кодак в зоне .РУ
1999 год. Империя Кодак объявила войну одному человеку

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

   Ситуация взаимоотношения торговых марок с адресами в Интернете - по сути своей проблема амбиций, психологических комплексов и т.п. известных людей и не менее известных компаний. Немного истории. В 70-х годах технологический прогресс создал элементную базу для производства персональных компьютеров. Этого не заметила   одна из крупнейших в мире корпораций IBM, производившая компьютеры размером чуть ли не с комнату . Пока гигант компьютерной индустрии занимался своими масштабными делами, двое студентов в гараже разработали персональный компьютер Apple. К тому времени, как IBM со своими громадными капиталами вступила в борьбу за новый рынок, Apple Computer Inc. успела стать одним из мировых лидеров производства персональных компьютеров, говорящих с IBM на равных. Ситуация повоторяется трагикомически. Крупнейшие компании, известнейшие личности, долгие годы считавшие, что компьютер это всего лишь печатная машинка или в лучшем случае музыкальный синтезатор, проснулись и заявляют о своих правах на занятые кем-то доменные имена: "войдя в Интернет, мы неожиданно обнаружили...". При этом значение адреса как такового во времена развитых поисковых систем и широких возможностей офф-лайновой рекламы явно завышается по одной причине. Иметь адрес стало модно. Фирменный автомобиль, фирменные часы, фирменный адрес в Интернет...   Независимы ли в этих случаях решения арбитров? 

   Показателен случай с Луизой Чикконе (более известной как поп-девица Мадонна). Ее "тезками" являются и получившая свое имя на пару тысячелетий раньше Дева Мария   и десятки тысяч людей во всем мире, имя Мадонна используется в названиях 275 торговых марок, а владелец домена madonna.com Дэн Паризи выражал желание передать свой домен Реабилитационному центру Девы Марии (Madonna Rehabilitation Hospital). Однако, рассматривающая дело организация WIPO приняла решение о принудительной передаче домена именно Луизе Чикконе и более никому.

   Юридическое смешение доменных имен с торговыми марками - к этому призывают чувствующие себя уязвленными из-за собственной нерасторопности годами дремавшие финансовые гиганты. Однако, как быть, если по Российскому законодательству торговые марки регистрируются по категориям (н-р, в одной категории "Ява" - это сигареты (класс 34),  в другой "Ява" - мотоцикл (класс 12), при том, что Ява еще и индонезийский остров, язык программирования и многое другое)? Как быть, если кроме автомобилей существуют еще и реки Ока и Волга, горы Урала и девушки с именем Mercedes, а имя Пушкина зарегистрировано в качестве  десятков разных торговых марок  - это и водка, и конфеты, и гладиолусы, и даже сухари. Разве что в качестве торговой марки не зарегистрирован лишь сам музей  Пушкина, которому и посвящен сайт pushkin.ru, поддерживаемый компанией Петерлинк. Благодаря ей мы можем увидеть на сайте личный кабинет А.С.Пушкина, а не рекламу товаров, защищенных  торговыми марками. 

    В  базе товарных знаков, зарегистрированных в России, более 100 тысяч (!) записей.  Умышленное юридическое увязывание этих записей с именами доменов - это создание более глубоких конфликтов, чем может показаться при первом приближении. В то время, когда одно и тоже слово может встречаться в разных классах десятки раз и принадлежать самым разным компаниям, подобное увязывание в принципе не способно "справедливо решить вопрос конкуренции" между ними. Многими отмечается и еще одно противоречие. В то время, как зарегистрировать торговую марку, согласно законодательству, может исключительно организация, с середины 1996г. регламент РосНИИРОС допускает регистрацию доменных имен физическими лицами. Учитывая тот факт, что практически любое слово- название домена в настоящий момент можно найти в списке зарегистрированных как товарный знак в той или иной номинации, первыми под удар судебных разбирательств будет поставлена именно эта категория владельцев доменных имен. Конечно понятно, что и самой WIPO, и юристам компаний, адвокатам и т.д. и т.п. нужно чем-то заняться, чтобы семьи не голодали. Но чтоб уж все доводить до такого абсурда, а нас считать полными идиотами... 

  Первым судебным процессом по поводу доменного имени в России был  "выигранный" киноконцерном "Мосфильм" процесс по делу домена mosfilm.ru. Процесс крайне загадочный и, по мнению многих юристов, совершенно противоправный.  Владелеца домена поучаствовать на судебном заседании даже и не пригласили, а любой, прочитавший исполнительный лист, удивится каким образом сайт  mosfilm.ru существует в природе, если, согласно этому документу, его быть вроде как и не должно вовсе. Так что тут, видимо, вопрос был решен между сторонами (киноконцерн, РосНИИРОС и владелец домена) полюбовно. И без афиширования на публике лишних деталей кулуарных договоренностей. Крайне любопытно, сможет ли подобным образом данный киноконцерн решить вопрос с доменом mosfilm.com?  И как он поступит, если владелец  одного из почти 30 зарегистрированных в России в разных категориях товарных знаков "Lotоs" (пример) не только начнет судиться по поводу "cхожего до смешения" названия доменного имени lotоs.ru, но и по поводу готовящегося к выходу в этом году кинофильма с названием "Удар лотоса - 2"? Если дело будет рассматривать тот же судья, то резолюция с запрещением использовать в названиях кинофильмов слово "лотос" будет обеспечена. Дабы неповадно было использовать чужие фирменные наименования и торговые марки без согласия правообладателя, да еще и с коммерческими целями. 

  Одним из основных принципов законодательства о товарных знаках является запрет на введение потребителей в заблуждение относительно происхождения товаров, услуг и лица, ведущего хозяйственную деятельность. "Товарный знак и знак обслуживания (далее - товарный знак) - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (далее - товары) других юридических или физических лиц", - говорится в статье 1 Закона  "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров".  Можно ли перепутать операционную кассу СДМ-банка "Мосфильмовская" с киноконцерном "Мосфильм" или все же их "товары и услуги" cущественно различаются? Насколько реальна ситуация, что услуги некого лица, рисующего картинки на экране монитора, будут восприняты потребителем, как фильм киноконцерна "Мосфильм"?  Если же речь о том, что потребителя может ввести в заблуждение "aдрес",  то, может кому-то это и удивительно, но даже посетители психоневрологического диспансера N1 (Адрес: Mosfilm Street, 6) умудряются отличать это учреждение как от самого киноконцерна, так и от  противотуберкулезного диспансера N14 (Mosfilm Street, 8). А ввести посетителей в заблуждение можно лишь одним способом - повесив на психдиспансере или на сайте табличку : Киноконцерн "Мосфильм". Генеральная дирекция.  Адрес при этом может быть и просто www.film.ru. 

  Дорогу же к шумным разбирательствам на российских просторах прокладывает компания "Квелле Акциенгезельшафт" выигрывая процесс по поводу домена QUELLE.RU. При этом суд, глядя на потрясающего зарегистрированными в Роспатенте правами на это слово Quelle в ряде категорий товарных знаков истца, "ненароком" полностью игнорирует интересы другого законного владельца словесного элемента Quelle   (национальный знак № 129376 "QUELLE АУДИТ" для ряда деловых услуг). Причем данный знак имел более ранний приоритет и поэтому уже успел стать причиной отказа компании-истцу в регистрации его знака "Quelle" для некоторых видов услуг. 

 Подробнее поговорим об "Истман Кодак Компани", обладающей сайтом KODAK.COM и русскоязычным сайтом KODAK.COM.RU, а также громадными возможностями их рекламировать, но при этом считающей, что граждане России способны только тупо следовать по адресу KODAK.RU.    Бедные люди с часами Rolex! Рвут себе волосы, почему не сделали этого 6 лет назад,  таскают по судам тех кто это сделал спустя 4 года(!) после открытия зоны .RU  и не понимают, что компьютер для них как был печатной машинкой, так и остался. В результате, поисковые системы русскоязычного Интернета находят слово "кодак" совсем не в том контексте, где ему следовало бы находиться. Вручение же приза Российской академии Интернета в необъявленной заранее номинации "за вклад в защиту интеллектуальной собственности в Сети" одному из адвокатов компании Кодак Виктору Наумову только демонстрирует, как можно преуспеть, переливая из пустого в порожнее.

КОДАК В ЗОНЕ .РУ

    Из судебных постановлений и протестов по поводу  http://kodak.ru , четко следует одно - никто из сторон не отрицает, что доменное имя есть техническое понятие. Каким же образом найти принципиальную разницу между вышеприведенным доменным именем и  доменным именем kodak.da.ru,  адресом http://lenta.ru/internet/2000/06/27/kodak или файлом на вашем компьютере с именем C:\LEX\kodak.txt, который вы предлагаете прочитать всем желающим через свою BBS? При этом само слово "Кодак" не является уникальным, н-р, в переводе с тюрского оно означает "поселение на горе", а крепость Кодак (The Kodak Fortress) , послужившая в дальнейшем Н.В. Гоголю образцом военного укрепления при создании повести "Тарас Бульба", была построена в Запорожье еще в 1635 году. Империя против господина А.Грундула
    Те, кто следят за развитием данного дела, помнят, что корпорация "Истман Кодак Компани", истец, вела дело сразу по трем направлениям:
- Это был иск иск компании "Истман Кодак Компани" к владельцу домена о запрете на использование товарного знака Кодак;  Иск ООО "Кодак" к владельцу домена о запрете использования фирменного наименования"; Заявление в Министерство по антимонопольной политике о возбуждении дела по факту недобросовестной конкуренции в отношении владельца домена.

  В отличие от приводимых Коллекционеры?материалов по доменам 2-го уровня MOSFILM.RU и QUELLE.RU ( в обоих cлучаях речь шла о "This domen for sale"), ситуация  в которой оказался А.Грундул вызывает явное сочувствие. Мы видели статистику его сайта - он больше утопист торговли через Интернет.  Но именно такие люди создают зону .РУ

Документы, приводимые ниже показывают некоторое непонимание некоторыми судами рассматриваемого вопроса.  А определение Интернета, как "объединения  компьютеров, соединенных друг с другом посредством телефонной связи" просто умиляет.

Компании же "Истман Кодак Компани" хочется посоветовать приложить подобные усилия к заведению доменного имени первого уровня .KODAK и создавать на нем сайт RU.KODAK. Технических препятствий к этому нет, а судится не с РосНИИРОСом, а с ICANN более почетно..

СУДЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

        Домен - как товарный знак

  • ДелоQUELLE.RU: компания "Квелле Акциенгезельшафт" против ООО "Торговая фирма "Тандем-Ю", ООО "ВНПФ "Галс", 3-е лицо - РосНИИРОС  стр.1, 2 (jpg)

      Домен - как фирменное наименование

  • Дело MOSFILM.RU Киноконцерн "Мосфильм" против НО РосНИИРОС стр.1, 2 (gif), исп. лист

      Домен -   фирменное наименование и товарный знак


Обратите внимание, процессы идут параллельно:

"Истман- Кодак- Компани"-
запретить как товарный знак
  ООО "Кодак" -
запретить как фирменное наименование
30.08.99        решение ЗА 08.12.99 стр. 1, 2 (jpg)      решение ЗА
28.10.99 стр. 1, 2 (gif)      аппеляция ЗА 28.01.00 стр. 1, 2 (jpg)    аппеляция ЗА
17.01.00 стр. 1, 2 (gif)    Федерал.- ЗА 20.03.00 стр. 1, 2, 3 (jpg) Федерал.- ПЕРЕСМОТР.
06.05.00   Протест  зам. предс. Высш. арб. суда       ПЕРЕСМОТР 21.04.00       решение ЗА
16.01.01  Высш. арбитр. суд   ПЕРЕСМОТР 19.06.00 стр. 1, 2 (jpg) аппеляция ЗА
20.03.01 Дело переносится на 1 неделю 21.08.00 стр. 1, 2, 3, 4 (jpg) Федерал. - пересм
27.03.01 решение ПРОТИВ 04.10.00  решение ПРОТИВ
06.06.01 аппеляция ПРОТИВ 30.11.00 стр. 1, 2, 3 (jpg) аппеляц. ПРОТИВ
Проблемы Кодак со сменой администратора:
24.05.01    решение ЗА
05.07 01 домен меняет владельца.
 Новый владелец - В.М.Литвинцев.
  16.07.01 аппеляция ЗА

Обозначения Обозначения: ЗА - за Грундула, ПЕРЕСМОТР - решения отменены, отправить на новое рассмотр.

По поводу вопроса недобросовестной конкуренции: Министерство по антимонопольной политике отказало в возбуждении дела, признав, что Александр Вячеславович Грундул выбрал название сайта не в целях недобросовестной конкуренции. Федеральный суд поддержал это решение.

По поводу рекомендаций Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности: согласно положениям ВОИС, домен KODAK.RU не был зарегистрирован недобросовестно.

Транснациональная корпорация в свое время опрометчиво проигнорировала зону .RU (более 4-х лет у нее была возможность зарегистрировать этот домен), смотря на нашу страну, как на Буркина Фасо. Пожалев денег на развитие Интернета в России, она 18.02.98 зарегистрировала себе домен в бесплатной зоне COM.RU. Не воспользовавшись услугами российских провайдеров, она разместила его за границей. Когда после этого был зарегистрирован  домен в  .RU, а сама зона .RU начала (и не сама по себе) приобретать популярность, компания проявляет чудеса изобретательности, воюя со своим же дилером. Как будто он не помогает продавать ее же продукцию, а клеит  этикетки на самопальные фотоаппараты. При этом поражает количество юридических промахов, допускаемых юристами корпорации. Смена в начале июля 2001г. владельца домена (но не на ООО "Кодак") - апофеоз этой истории.
   Ниже мы рассказываем о Интернете, о том, как он создавался и как работает; что такое доменные адреса и чем они отличаются от компьютерных, о многом другом.

   Продолжение статьи >>>


<<< На главную страницу

 

 

Rambler's Top100 Апорт Top 1000 ELIS COLOURAll Rights Reserved